Россия и Германия — две самые большие и самые важные европейские нации. В прошлом в их отношениях бывали и периоды искренней и плодотворной дружбы, и времена острой конфронтации и даже смертоносных войн. Российско-немецкие отношения, будь они позитивными или негативными, оказывали большое влияние на политические взаимоотношения в Европе, а также во всем мире. Из-за многочисленности двух народов, обширных природных запасов и значительных размеров их государств двусторонние отношения немцев и россиян могут способствовать либо миру и процветанию на планете, либо санкционным войнам и вооруженным столкновениям. Похоже, в 2018 году ситуация снова меняется и, судя по всему, к лучшему.
Встреча двух лидеров, Ангелы Меркель и Владимира Путина, во дворце немецкого правительства Мезеберг на окраине Берлина 18 августа была необычной. Эта встреча ознаменовала собой определенный поворот, перезагрузку и начало обновления немецко-российских отношений. Похоже, напряженность и разногласия все больше отступают, освобождая место совместным интересам России и Германии в сфере безопасности и торговли. Сегодня они как никогда сближают Берлин и Москву.
Путин приехал на встречу в Германию после частного визита в Австрию, где он стал гостем на свадьбе австрийского министра иностранных дел Карин Кнайссл. Его визит в Германию состоялся как раз тогда, когда антироссийская политика Европейского Союза и НАТО во многих из их стран-членов переживает агонию и крах. Политические лидеры и правящие элиты Венгрии, Австрии, Италии уже открыто отвергают американскую политику конфронтации с Россией и переходят (кто раньше, кто позже) к примирению и улучшению отношений с Российской Федерацией. После российской аннексии Крыма в 2014 году Запад ввел против России санкции, которые большинство европейских стран приветствовало, по крайней мере отчасти. <
Но со временем санкции становились все менее логичными, хотя постоянно ужесточались. Приход Дональда Трампа на пост президента США и его агрессивная политика «Америка на первом месте» по отношению к остальному миру, включая Европейский Союз, а также Россию (несмотря на все мнимые связи между Трампом и русскими), заставили многих европейцев увидеть истинную суть санкций. На самом деле с их помощью США попытались сохранить свою глобальную гегемонию. И если бы не события на Украине и в Крыму был бы выдуман другой предлог, чтобы ввести против россиян ограничения и меры, призванные сделать Россию третьеразрядным государством.
Согласно опросу ВВС 2014 года, 21 процент немцев позитивно оценивал влияние России, а 67 процентов — негативно. Россияне были настроены намного позитивнее: 57 процентов из них положительно оценивало Германию, и только 12 процентов — негативно. Однако не стоит забывать, что это исследование проводилось, когда отношения Запада и Востока находились на самом низком уровне. Теперь ситуация намного более благоприятная.
<Поскольку вал антироссийской риторики и в Европейском Союзе, и в самой Германии ослаб (резко антироссийскими остались только Прибалтика и Великобритания), у немецкого канцлера не осталось иного выбора, как только развернуться и пойти по пути примирения и восстановления партнерства с Москвой. Несколько дней назад немецкий министр иностранных дел Хайко Маас заявил, что, несмотря на желания некоторых государств-членов, в долгосрочной перспективе Евросоюз должен поддерживать с Россией хорошие и доверительные отношения. «С точки зрения политической перспективы и исторического опыта одни выступают больше за диалог, другие — за отдаление от России. Но мне кажется важным, чтобы мы развивали культуру общих согласованных действий в своей политике на востоке. Потому что ЕС нуждается в долгосрочной перспективе в добрососедских, доверительных отношениях с Россией — в интересах собственной же безопасности», — заявил Маас.Долгое время Меркель, под давлением США, громче всех осуждала российские интервенции в мире, но все меняется благодаря внешнему и внутреннему давлению (немецкие промышленники и бизнесмены хотят свободной торговли с Россией). Немецкая общественность не в восторге от Путина, однако считает его более надежным партнером, чем Трамп. Встреча Меркель и Путина в августе носила прагматичный характер, ведь их связала шантажистская политика Трампа. Оба лидера хотели бы сохранить договор об иранской ядерной программе, завершить войну в Сирии и остановить поток мигрантов в Европу и Германию. Недавно корифей немецкой дипломатии Вольфганг Ишингер сказал, что чем дольше Трамп пробудет в Овальном кабинете, тем скорее Германия бросится в российские и китайские объятья. Трамп продолжает упрекать немцев из-за положительного торгового баланса с США и критикует их за то, что они не тратят на оборону два процента ВВП, как предписано правилами НАТО.
Сирия — страна, которая объединяет Германию и Россию. Именно эта ближневосточная страна превратилась в тот регион, который связывает интересы россиян и немцев. Россияне вмешались в события в Сирии, чтобы подавить радикальный исламский фундаментализм, который угрожает мультиэтническому российскому государству. Кроме того, россияне стремились к тому, чтобы помешать США превратить Сирию в зону их эксклюзивных интересов, и России это удалось. Потоки мигрантов из Сирии и других государств Африки и Азии привели к социальному шоку и миграционному кризису в Германии, так как туда приехало более миллиона переселенцев. Несмотря на существование самых разных позиций, превалирует мнение о том, что прилив новых мигрантов надо остановить, поскольку обществу уже брошен серьезный вызов. Россияне хотят как можно скорее завершить войну в Сирии, чтобы на долгий срок узаконить свое присутствие там, а немцы заинтересованы в скорейшем завершении конфликта, так как хотят предотвратить новый поток мигрантов. Германия может финансово и другими средствами восстановить Сирию, как, впрочем, и Россия.
Важным поворотным моментом стало то, что Меркель открыто поддержала газопровод «Северный поток 2», который будет проложен из российского Выборга по дну Балтийского моря в Грайфсвальд в Северной Германии. Когда этот газопровод, протяженность которого составляет около 1200 километров, будет достроен (а это запланировано на конец 2019 года), по нему к европейским потребителям потечет российский газ Газпрома. Около 40 процентов потребления нефти и газа в Германии покрывается за счет российских поставок (это больше всех в ЕС), а когда «Северный поток 2» будет завершен (при условии, что россияне будут настаивать на обхождении украинской трассы), то Германия превратится в своего рода центр по экспорту российских энергоносителей в Европе. Правда, что касается украинского пути, все еще может измениться, и газ может поступать через Украину, как подчеркнул Путин на встрече. В последние недели и месяцы текущего года не стоит ожидать резкого улучшения в германо-российских отношениях. Однако нужно отметить, что российско-немецкий торговый оборот вырос в 2017 году почти на 25 процентов до 55 миллиардов долларов. До санкций в 2014 году этот товарооборот достигал даже 80 миллиардов долларов, и тогда в России работало более шести тысяч немецких компаний.
Меркель, конечно, скептически настроена в отношении Путина, который в те времена, когда она росла в Восточной Германии, был агентом КГБ. Статус Донбасса и украинский вопрос, разумеется, усложняют российско-немецкие отношения, которые из-за этих проблем не могут развиваться так, как развивались бы в иных обстоятельствах. Доверие сторон друг к другу подорвано, но постепенно восстанавливается, поскольку ситуация буквально толкает две нации друг другу навстречу и по естественным причинам они «обречены» на сотрудничество. Если говорить об отношениях немецкого канцлера и российского президента, то примечательно следующее: политическая карьера Меркель подходит к концу, а вот Путин еще много лет никуда не уйдет.
Учитывая усиливающийся антиамериканизм, который в Германии подогрели незаконные действия американских спецслужб и политика конфронтации Трампа, можно ожидать, что любой новый немецкий лидер займет скептическую позицию в отношении США, но пойдет навстречу России, ведь она, помимо Китая, первая из стран, которая может помочь диверсифицировать немецкую внешнюю политику. Россия находится недалеко от немецких границ, и этот фактор значительно укрепит билатеральные отношения двух держав. Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|