После распада СССР газовая торговля с Россией для Украины стала главным источником обогащения некоторых представителей украинской элиты, которым на разнице цен удавалось делать громадные состояния. Но это же стало и главной причиной невообразимой коррупции, которую сегодня можно побороть только через унификацию розничных газовых цен, считает шведский экономист Андерс Аслунд, автор книги «Украина: что пошло не так и как это исправить». Оценки западного эксперта по Украине приводит информресурс .
Если на Украине не будет прозрачного ценообразования на газ, то в этой стране не стоит ожидать и сколь-нибудь существенного экономического роста, уверен Аслунд. Автор исследования со ссылкой на журналистское расследование агентства Reuters приводит в пример некоторые цифры. С 2002 года основным посредником в российско-украинской торговле газом выступал Дмитрий Фирташ. В 2010–2013 годах «Газпром» продал Фирташу «ниже рыночных цен более 20 млрд кубометров газа. Цена была столь низкой, что подконтрольные Фирташу компании сделали на этих соглашениях более 3 млрд долларов. И за тот же период от банкиров, близких к российскому президенту Путину, Фирташ получил кредитные линейки до 11 млрд долларов…» Кто бы ни контролировал продажи российского газа на Украине, по мнению Аслунда, в любом случае устремится пожинать экономические плоды своей деятельности покупкой политического лидерства.
Коррупции способствовала и низкая внутренняя цена на газ. Согласно официальным украинским источникам, в 2013 году 40% газа, добываемого внутри страны, продавалось по 50 долларов за 1 тыс кубометров и незаконно перепродавалось частному сектору уже по 380 долларов. Учитывался режим субсидий, до 1 апреля нынешнего года украинцы оплачивали 12% от действительной стоимости газа. Только на газовых субсидиях из казны выводилось по 2,5 млрд долларов в год. В прошлом году Украина потратила на энергетические субдсидии не менее 10% ВВП (на газовые – примерно 8%). При отсутствии финансирования газовой отрасли снижение тарифов ведет к банкротству. Но обналичивание только 1% ВВП обеспечит полную компенсацию беднейшей трети населения Украины, и это посильная административная мера.
Добыча газа в Украине составляет 20 млрд кубометров в год, но уже за несколько лет, по оценкам МЭА, ее можно увеличить до 35 млрд, если независимые компании получат приемлемые условия инвестирования. По неясным причинам, пишет автор, нынешнее правительство Украины отказалось предложить разумные рыночные условия по газу и углю, хотя это могло бы снизить объем импорта (газовый импорт в 2013 году «потянул» на 11,5 млрд долларов), а возможно, и вывести Украину даже в число экспортеров. Однако основа открытого рынка, в соответствии с Третьим энергопакетом ЕС, заложена, уверен Аслунд. Особенно если учитывать, что Украине сейчас приходится импортировать газ, то и рыночной ценой должна быть цена импорта, резюмирует Аслунд.
|