Волатильность на нефтяном рынке привела к тому, что многие крупные компании сокращают свои бюджеты и персонал в попытке выжить в сложившейся ситуации. Однако при сложившихся обстоятельствах в выгодном положении оказалась солнечная энергетика, которая наконец воспользовалась шансом на серьезный прорыв на рынке вне зависимости от субсидий.
Исследовательское агентство Woods Mackenzie полагает, что впереди нас ждет еще одна революция, которая будет сродни сланцевой революции в США.
Согласно новому отчету агентства “Станет ли солнечная энергетика новой сланцевой революцией?” солнечная энергетика изменит энергетический рынок в мире. И за это мы должны благодарить Китай.
Самая густонаселенная страна в мире нацелена на то, чтобы принести солнечную энергетику в массы и сократить уровень загрязнения.
Китай объявил о своих планах по строительству установки мощностью 70 гигаватт к 2017 г., что вдвое превышает текущую мощность Германии, которая в настоящее время является лидером индустрии.
В прошлом году страна построила установку мощностью 10,6 гигаватт, в результате чего общая мощность составила свыше 28 гигаватт.
Аналитики полагают, что основа экономического роста Китая – вера в то, что солнечная энергетика может быть дешевле угля.
С 2007 г. производство солнечных модулей в Китае выросло почти в 20 раз до 25 гигаватт, по плану оно должно достичь 51 гигаватт к концу 2017 г.
Помимо прочего, считается, что в Китае полагают, что средняя стоимость солнечных модулей будет приблизительно равна угольной генерации к концу 2017 г.
Что касается США, то здесь ситуация неоднородная: в некоторых штатах солнечная энергетика развивается довольно-таки активно, а в некоторых ее практически нет.
Например, в Калифорнии коммунальные сети солнечной энергетики уже конкурируют с природным газом и, по мнению аналитиков, вскоре вытеснят его с рынка.
График, составленный агентством Woods Mackenzie и опубликованный в его последнем отчете, показывает быстрый рост рентабельности инвестирования в солнечную энергетику по сравнению с комбинированным циклом и электростанциями на природном газе.
Это является тенденцией по всей стране, которая набирает обороты, по мере того как затраты на солнечную генерацию продолжают снижаться.
К 2020 г., по прогнозу агентства, 19 штатов достигнут сетевого паритета, даже если администрация Обамы отменит налоговые послабления.
Такое быстрое распространение солнечной энергетики вполне возможно, однако электросистемы и рынок пока не готовы к мощному притоку солнечной энергии. Электросистемам по-прежнему необходима резервная емкость на то время, когда солнце не светит.
Однако в настоящее время солнечная энергетика не смогла вытеснить горючие ископаемые, несмотря на высокие темпы роста солнечной индустрии. При этом никто не может гарантировать дальнейшего роста, так как для этого необходимо постоянное повышение эффективности.
В 2014 г. наблюдался рост инвестиций в «зеленую» энергетику на 16%.
Тем не менее далеко не все аналитики и эксперты энергетического рынка так оптимистично настроены по отношению к перспективам солнечной энергетики.
Так, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов полагает, что солнечная энергетика – это попытка надуть еще один пузырь.
«За последние годы западная экономика пережила несколько «лихорадок» – доткомы, недвижимость, сланцевый газ, сланцевая нефть. Дикий ажиотаж с многомиллиардными инвестициями сменялся депрессией и поиском нового Клондайк, — отмечает аналитик.
Добыча углеводородов из нетрадиционных источников последние годы растет количественно, но при этом испытывает известные трудности с привлечением инвестиций. Крупные компании обожглись на этом бизнесе, зафиксировали многомиллиардные убытки и в массе своей ушли, а мелкие игроки заняты поиском финансирования. Активы продаются и перепродаются».
Аналитик напоминает, что падение цен на нефть вывело значительную часть сланцевых проектов за грань рентабельности. Скоро эта отрасль очистится от случайных людей и наиболее слабых игроков, полагает он.
«Конечно, газ и нефть из нетрадиционных источников продолжат добывать, но лишь небольшая доля из работающих сейчас компаний. Больше не будет ни дикого ажиотажа, ни взрывного роста добычи (объемы сократятся), ни очереди из инвесторов, желающих потерять пару-тройку миллиардов. Лихорадка проходит, начинается повседневная жизнь.
Но вместе с тем начинается поиск нового Клондайка. Пока осторожно прощупывается почва в области возобновляемой энергетики. Вероятно, вскоре количество статей, чрезмерно нахваливающих грандиозное будущее «зеленой» генерации, значительно возрастет. Где-то на горизонте замаячат золотые горы».
Однако Александр Фролов сомневается в том, что удастся добиться взрывного роста инвестиций в возобновляемую энергетику. «С одной стороны, эта отрасль с ее сильными и слабыми сторонами хорошо известна, а с другой, производители оборудования сейчас крайне заинтересованы в том, чтобы расширить рынок, — считает он.
Притом среди заинтересованных в начале такой «возобновляемой лихорадки» сторон окажутся не только ЕС и США, но и Китай, то есть все крупнейшие производители оборудования для «зеленой» генерации».
|